gazetazwezda (gazetazwezda) wrote,
gazetazwezda
gazetazwezda

Category:

Страсти по "главному поэту"

Столичный рэпер Андрей Родионов получил новое назначение — рулить пресс-службой музея современного искусства «PERMM»

Помните фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», вышедший в прокат в 1979-м? И эпизод, когда один из персонажей говорит о новой волне поэтов-шестидесятников: «Поэзия сейчас на подъёме. Очень интересные ребята появляются. Дальше всех, я думаю, Роберт пойдёт. Рождественский. Не слышали? Есть в нём какая-то сила, дух бунтарский». И продвинутые зрители понимали всю скрытую иронию, потому что человек, о котором шла речь, из намечавшегося бунтаря стал к тому времени рупором Системы.

Нечто подобное происходит и теперь: былые претенденты на титул возмутителей спокойствия, революционные стихотворцы-рэперы начали мелькать то в «ящике», то на высокооплачиваемых форумах и фестивалях. А один из них — москвич Андрей Родионов — получил новое назначение.





Это не первый и, судя по всему, не последний варяг на нашей земле. «Мессионеру» новых времён — Марату «Великопермскому» — несмотря на обращение в свою веру некоторых местных князьков от культуры, видимо, не хватает силёнок справиться со строптивыми рифейскими язычниками. Кого уж только не переманил он на ПМЖ из Москвы в здешние кущи — и Эдуарда Боякова, и Тёму Лебедева: Но не покоряется Пермь ни тому, ни другому, ни пятому-десятому. Казалось бы, неодолимая сила нагрянула, «соль солей земли», если вспомнить Николая Гавриловича Чернышевского. Ан нет — ну не разъедается тутошняя консервативная среда! Стало быть, надо подсолить ишшо — Родионовым. Кто сей?

Как явствует из различного рода электронных предварений, Андрей Родионов — «один из самых заметных поэтов, дебютировавших в России в 2000-х годах», «автор 6 поэтических сборников», «победитель турнира «Русский слэм», впоследствии — ведущий поэтических слэм-конкурсов, известный «своим жёстким субмаргинальным рэп-лиризмом», а также — «член Товарищества мастеров искусств „Осумбез“ („Осумасшедшевшие безумцы“)». В общем, «честь безумцу, который навеет:»?

Я видел его воочию в зале РИА «Новости» на девятинах по Андрею Вознесенскому, когда мне пришлось выступать со стихами, посвящёнными ушедшему поэту. С небольшой бородёнкой и несколько исподлобным взглядом, Родионов напоминал Ульянова-Ленина в Шушенском. Рядом со мной на сцене сидел его друг Всеволод Емелин, который, если верить недавнему интервью в интернет-газете «Соль» с тем же Родионовым, будет, ничтоже сумняшеся, волею «товарища Суркова» (первого зама главы президентской администрации) «назначен главным поэтом».

Меня всегда коробило словосочетание «поэтическая продукция». Казалось, применительно к нектару богов, каковой является, на мой вкус, поэзия (неважно — прямого или искривлённого она отжима), подобные слова неупотребимы. Из другого они разряда — токарно-столярного. Но когда я прилунился к поверхности размазанных по Интернету родионовских текстов, то лицезрел полное соответствие этому словосочетанию. Налицо именно продукция. «Без божества и вдохновенья», скоропалительной китайской сборки, с банально-неряшливыми рифмами типа «виршах-книжки», «соседом-на землю», «зарплаты-кафе-баров», «усталая-палево». Но, быть может, я излишне строг и предвзят по отношению к «одному из самых заметных своим субмаргинальным рэп-лиризмом»? Тогда обратимся к мнению замечательного книжного редактора Надежды Гашевой, через чьи родовспомогательные руки проходили в Перми творения многих талантливых авторов — от Виктора Астафьева до Алексея Решетова и Алексея Иванова.

— Это не слэм и не рэп. По-моему, это спам, — замечает она. — Это не палево — это фиолетово, выражаясь современным языком. Потому что рэп, по моим представлениям, это то, что должно быть с юмором, пусть он будет самого низкого порога. Рэп надо читать быстро, и он должен быть смешной или издевательский. А здесь ничего этого нет. Вот образчик: «:у него ещё с котом, у которого хвост супердлинный, дружба:" Во-первых, «с котом» читается слитно. Во-вторых, попробуйте-ка, хоть глазами, хоть вслух, прочитать: «Кошачий труп с резче от смерти оскаленной пастью:" Вот пишут, что Родионов «сотрудничал с рок-группой «Окраина». Но он же человек-то глухой. Как он может рэп писать? Звук у рэпа должен быть чистый. А тут, в очередной раз, «глухую подсунули». Говорят, этот человек будет устраивать в Музее современного искусства мастер-классы? Извините, но падкая на дерьмо Москва спускает всё это в камские воды из своего загаженного водохранилища:

Слушая Надежду Николаевну, я припомнил стишок родионовского соратника по стихотворческому цеху Всеволода Емелина:

Над Москвою ранняя весна.
Между луж иду я,
как по лезвию.
Сколько же оттаяло говна,
И ещё
Всемирный День Поэзии.

Вот уж поистине: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». В здании бывшего Речного вокзала опять прорвало канализацию. Получается: а варяг-то — голый! И даже саморазоблачился:

Ладони краснодеревщика,
мускулатура
давно устроившегося
на совершенно
блатную должность
в бюджетные мастерские
с возможностью подхалтурить
сделать шкаф,
сэкономив чужие доски.

Это уже Родионов. Вы не знаете, отчего на фоне трёх чеховских сестёр, до сей поры исходящих наваждением: «В Москву! В Москву!», некоторые москвичи начали взывать: «В Пермь! В Пермь!»? Ну как же — есть возможность устроиться на «совершенно блатную должность», «сэкономив чужие доски». Впрочем, наверное, не с бухты-барахты угодил в уже разреженную его предтечами пермскую атмосферу Андрей Родионов?

— Первый раз я увидел этого персонажа на Речном вокзале в начале июня во время слэм-конкурса, проходившего в рамках фестиваля «Живая Пермь», — рассказывает известный пермский поэт и член редколлегии журнала «Вещь» Владислав Дрожащих. — В основном соревновались молодые местные стихотворцы. Родионов вёл это мероприятие. Жюри из числа зрителей раздали трафаретные цифры, которые нужно было поднимать, оценивая выступления. Смотрю: совершенно какие-то полярные оценки, немотивированные. В числе выступавших был некий приезжий человек — длинноволосый, уверенно держащийся. Насколько он уверенно держался, настолько у него были невыразительными тексты. Они явно требовали какой-то подачи. И было видно, что он научился это делать — рэповать: двигаться, жестикулировать. Таким образом выбился в лидеры. Начался второй тур. Друзья предложили меня в жюри. Одним из первых выступал всё тот же рэпер, видимо, хороший знакомый будущего пресс-секретаря Музея «PERMM». Этому рэперу я поставил за стихи единицу. Я заметил, что Родионов опешил: как так? Пьяный, что ли, с улицы зашёл? В результате незапланированного сбоя, который я внёс в оценки, тот, которого прочили в лидеры, остался позади. Но я судил-то по факту. Потом начал встречать Родионова на других пермских фестивалях. И думал: «Чего он в Перми-то прописался?» Я искал что-то в Интернете и случайно вышел на его тексты. Посмотрел и — успокоился. Потому что, если бы эти тексты попали ко мне на предмет публикации в журнале «Вещь», я бы их тут же отсеял. Ведь всё то, что он пишет, существует не само по себе, а требует усилений жестами и другими телодвижениями. А слово — оно самодостаточно. Это — работа энергией. Слову привносить энергию жестами ни к чему. Родионов — из той породы людей, которые знают, что такое успех в конкретной аудитории, чтобы зал разинул рты и захлопал. А это самый короткий и неправильный путь.

Увы, случай с Родионовым далеко не частный. В нашей отечественной истории повторяются времена, когда люди мифологизируют — выступают в роли самоназначенцев. Или назначаются себе подобными. А то — по властному прищуру. «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Эти слова Иосифа Виссарионовича сослужили недобрую службу действительно талантливейшему поэту, чья трагедия терялась в поле конфликта между талантом и той самой эпохой: творчество Маяковского надолго вызвало отторжение у читателей. И что характерно? В своем интервью Андрей Родионов играет с тем же самым огнём. «:главный поэт будет назначен:», — авторитетно утверждает глава пресс-службы Музея современного искусства. «А претенденты есть?» — интересуется журналист. И Родионов со знанием дела ответствует: «У каждой партии. Есть, например, Емелин».

Всеволод Емелин — человек действительно не без способностей. Однако слишком уж переживает:

Только престарелого
мальчика-с-пальчика
Кушать не хочет
ни один людоед.
Сколько народу
поэтами назначили.
А меня — нет.

Показательно, что былые революционеры как-то быстро стали прислуживать. А на первый взгляд, Емелин да Родионов подавали надежды вырасти в продолжателей дела Эдуарда Лимонова, выворачивающего наизнанку мирок жирных буржуа. Впрочем, в отличие от своих сомнительных последователей, Лимонов, дожив до седин, слава богу, не скурвился, во всяком случае, не опустился до обслуги.

Но вернёмся к «главному поэту» наших заметок — Андрею Родионову. Вас смущает, что обладатель «субмаргинального рэп-лиризма» назначен пресс-мажордомом ярко выраженного буржуа Марата Гельмана? Лично меня — нет. Это явление закономерное. Потому что в «субмаргинальные рэперы», «осумасшедшевшие безумцы» и пресс-секретари назначает кто-угодно, а в поэты — только Господь Бог. При этом отпускающий избраннику мучительный путь.

— А как ты относишься к тому, что в России, возможно, заведётся должность «главного поэта»? — спрашиваю я Владислава Дрожащих.

— Вот только бы ещё все встречные-поперечные понимали, кто предстал перед ними, — веселится он. — Чтоб какая-нибудь на шее бирка висела с трафаретом «Главный поэт». А то ведь непонятно. Даже когда заговорит.



gazetazwezda
АВТОР:Юрий Беликов



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Пермь, блоги Перми, культура
Subscribe

  • 100 дней Виктора Басаргина

    Что успел за это время пермский губернатор? На этой неделе Виктор Басаргин отметил знаковый юбилей — сто дней пребывания на губернаторском…

  • «В бараний рог...»

    « Свобода несогласных крутить в бараний рог…» — я не случайно взял в заголовок строку из авторской песни журналиста московского «Эха» Нателлы…

  • Заветы Ильича

    Вчера состоялось августовское пленарное заседание краевого Законодательного собрания, которое обещало быть самым многочисленным и самым…

promo gazetazwezda may 23, 2013 12:11 1
Buy for 10 tokens
По подсчетам аналитиков, доля необеспеченных кредитов гражданам России достигла уже 64 процентов. Эксперты видят в этом серьезные риски не только для банков, но, в первую очередь, и для самих заемщиков. Людмила Швидковская, пенсионерка (Оханск) — Обхожу их стороной. Это долговая яма,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • 100 дней Виктора Басаргина

    Что успел за это время пермский губернатор? На этой неделе Виктор Басаргин отметил знаковый юбилей — сто дней пребывания на губернаторском…

  • «В бараний рог...»

    « Свобода несогласных крутить в бараний рог…» — я не случайно взял в заголовок строку из авторской песни журналиста московского «Эха» Нателлы…

  • Заветы Ильича

    Вчера состоялось августовское пленарное заседание краевого Законодательного собрания, которое обещало быть самым многочисленным и самым…