gazetazwezda (gazetazwezda) wrote,
gazetazwezda
gazetazwezda

Закон, который не любят...


Практически с самого начала существования закона № 94 о госзакупках ведутся дискуссии о его эффективности. Сторонники уверяют, что данный закон противодействует коррупции. Противники говорят, что невозможно ориентироваться лишь на низкую цену в ущерб качеству.

В последнее время споры разгорелись с новой силой. Так, на коллегии Министерства образования и науки 19 марта текущего года заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов заявил, что "невозможно закупать сложную технику, заказывать проектирование атомной электростанции или строительство автодороги по тому же закону, который приспособлен и под закупку картошки". Поэтому в том виде, в каком существует сегодня 94-й закон, он неприемлем. Надо его либо кардинально менять, либо писать новый закон.

Вице-премьер уверен, что в наукоемких отраслях невозможно проводить госзакупки без предварительной квалификации поставщиков. "Я за конкуренцию, но квалифицированную конкуренцию, а не между жуликом и квалифицированным поставщиком, а сейчас так и получается", - сказал он. Жулики демпингуют цены, выигрывают конкурсы, потом не справляются с заказом и приходится через суд возвращать деньги.


Высказался по поводу этого закона и губернатор Пермского края Олег Чиркунов. По его словам, "94-й закон превратился в лазейку для неэффективной работы. Невозможно предъявить претензию конкретному чиновнику, указав на более низкую цену товара на рынке или ткнув его носом в некачественный продукт. С него нельзя спросить за результат, ведь он не вправе пойти на рынок и купить там качественный товар по рыночной цене. Он теперь не вправе определять подрядчика, он может лишь объявить конкурс, а кто к нему пришел и что предложил, от него не зависит".

Далее губернатор вопрошает: "А с чего вообще "закупки, осуществляемые за счет региональных бюджетов, а тем более за счет муниципальных средств, регулируются федеральным законом? В конце концов, в случае с муниципалитетами тратятся не государственные деньги. Тратятся деньги налогоплательщиков, и тратят их те, кого налогоплательщики на это уполномочили. В этом суть местного самоуправления, в этом залог его эффективности. Почему нельзя пойти по пути, когда федеральный закон регулирует исключительно закупки, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, а регионы и муниципалитеты принимают свои нормативные акты? Да, кто-то будет воровать, но это будет ответственность и муниципальных чиновников, и тех, кто их на это уполномочил, - избирателей.

Можно еще процитировать несколько абзацев, но и так очевидно, что губернатор - противник этого самого 94-го закона. Очень интересная, однако, мысль здесь прозвучала, что за воровство, дескать, ответят как сами чиновники, так и... избиратели. То есть мы с вами!

Проблема взаимоотношений заказчиков и участников размещения заказа сегодня действительно существует. Ни для кого не секрет, что существуют сговоры между участниками и организаторами аукционов. Есть свои организации, которые участвуют в конкурсах и аукционах, получают заказы, а другие участники не имеют такой возможности в силу того, что у заказчика есть определенная заинтересованность, причем не всегда законная.

В минувшем году ФАС и Министерство экономического развития и торговли РФ начали активно сотрудничать в части выявления сговоров между участниками аукционов. Анализ показывает, что там, где весьма интересные заказы, снижение цены составляет 0,5 процента от стартовой. Однако если есть конкуренция, то такого быть не может.

Как сообщил на пресс-конференции руководитель Пермского УФАС Дмитрий Махонин:
- Доводы оппонентов - это миф. Давайте посмотрим, что было до принятия ФЗ-94 и что произошло после. До принятия закона информация о госзаказе печаталась только в СМИ органов власти, то есть была доступна лишь для местных предпринимателей. Иногда весь тираж выкупался одной фирмой, и тогда никто посторонний не мог узнать о размещении заказа. После принятия закона вся информация о госзакупках начала размещаться на едином общероссийском портале, то есть она стала общедоступной. Теперь любой подрядчик от Калининграда до Владивостока может найти эту информацию и поучаствовать в заказе. Именно благодаря этому сайту общественность смогла узнать, что и по какой цене покупают наши чиновники - иногда это чуть ли не золотые унитазы.

До закона чиновники устанавливали к участникам любые требования, то есть описывали "свою" компанию и не пускали остальных. После принятия закона произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта. Если раньше любой чиновник мог определить победителем "свою" компанию, то сейчас, с введением электронных аукционов, создана конкурентная среда, и заказчик может получить товар заданного качества по минимальной цене.
Дмитрий Махонин привел данные аналитического исследования 2004 года под названием "Неправильные госзакупки", в котором говорится, что доля честных конкурсов в РФ составляла... 1 процент!

С принятием ФЗ-94 удалось сэкономить бюджетные средства на сумму в 1 триллион 800 миллиардов рублей.
С введением электронных аукционов стало невозможным определить "своего" победителя. Также при проведении торгов его участник, получивший аккредитацию на торговой площадке, может не называть себя, нормально торговаться и победить. А чиновник и его "фирма", не зная, кто торгуется, не могут включить свой административный ресурс.

Закон чаще всего критикуют за то, продолжает Махонин, что якобы превалирующей на торгах является цена. Однако на самом деле это не так! Законом предусматриваются 8 критериев конкурсного отбора, однако чаще всего используют не более трех. Статистика гласит, что заказчики сами не используют остальные пять критериев. Почему? Это уже вопрос к ним, а не к качеству регулирования ФЗ-94.

Существуют также и барьеры от некачественных фирм-однодневок, предусмотренные 94-м законом. Так, при размещении государственного муниципального заказа перед тем, как подать заявку, участник конкурса должен направить 5 процентов от цены контракта на счет заказчика. В случае ценового демпинга и отказа недобросовестного участника заключать контракт эта сумма остается у заказчика. Также на стадии заключения контракта законом оговаривается, что заказчик вправе потребовать до 30 процентов обеспечения исполнения контракта. В результате фирма-однодневка, которая не собирается исполнять контракт, может потерять до 30 процентов от первоначальной цены контракта.


Дмитрий Махонин также сообщил собравшимся журналистам:
- На деле заказчики не пользовались этой возможностью либо из-за незнания закона, либо по каким-то другим причинам. Они перечисляли фирме-подрядчику авансы, которые расходовались ею часто не по назначению. То есть закон, с одной стороны, способен оградить от фирм-однодневок, с другой - а желает ли этого сам заказчик?

Да, возможно, что ФЗ-94 несовершенен. Но ведь он только-только, можно сказать, принят, в то время как на том же Западе эта система оттачивалась десятилетиями. Не всем нравится, к примеру, и Уголовный кодекс, и в него постоянно вносятся изменения. Но его ведь не отменяют! Между тем ряд высокопоставленных чиновников все чаще высказываются за отмену ФЗ-94 в ущерб существующим плюсам и борьбе с коррупцией в сфере госзаказа.


Дмитрий Махонин продолжает:
- Закон не регулирует вопросы, связанные с бюджетным планированием, с исполнением государственного муниципального контракта. При чем здесь, скажите, закон, если деньги на ремонт школы выделили в июле, а ее надо сдать в сентябре? Нам говорят: "А все этот проклятый закон, потому что нам придется еще месяц потратить на организацию конкурса". Только кто, извините, занимается бюджетным планированием? И почему деньги на ремонт нельзя выделить в декабре? Почему заказчики не пользуются правами, данными законом? Почему подписывают дополнительные соглашения, выплачивают авансы фирмам-однодневкам, подписывают акты невыполненных работ?

Вопросы риторические, на которые, как говорится, нет ответа.

Кстати, за минувший год в Пермское УФАС России поступило 1230 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при размещении государственных и муниципальных заказов.



gazetazwezda
АВТОР:Ирина Гилева



UPD:
В марте нынешнего года в своем блоге в ЖЖ губернатор Прикамья Олег Чиркунов написал: "...На прошлой неделе Академия народного хозяйства проинформировала, что мне положен гонорар. Если его получу, то перечислю его на проект Алексею Навальному. Буду рад, если он сможет истратить мой скромный вклад в соответствии с 94-м ФЗ, который он так активно защищал на прошлой неделе в ВШЭ. Я нисколько не сомневаюсь, что он истратит деньги честно и правильно, я сомневаюсь, что он сможет это сделать по принципам ДЕЙСТВУЮЩЕГО 94-го ФЗ. Но в любом случае пожелаю ему удачи в его деле"...

Тема получила продолжение. О том, что Чиркунов выступает против 94-го ФЗ, известно уже давно. Но то, что он перечислил на антикоррупционный проект Алексея Навального "РосПил" 25 тысяч рублей, стало известно только вчера. Навальный Чиркунова похвалил прямо в блоге: "Губернатор Пермского края Олег Чиркунов стал первым чиновником, который открыто перечислил деньги на "РосПил" (до него было еще несколько, но они просили не раскрывать их имён - боятся, что Путин ат-ат-ат сделает). Молодец..." Но на этом Алексей Навальный не остановился, а продолжил: " chirkunov написал об этом пост, не преминув подколоть в нем меня... Чтобы и нам было чем подколоть губернатора Чиркунова, прошу всех, у кого есть информация о сомнительных госзакупках в Пермском крае, присылать её нам. Проверим особо тщательно"...

Так что, Олег Анатольевич, как гласит народная мудрость: ни одно доброе дело не останется безнаказанным.
Игнат Клименко


UPD2: Сегодня у Олега Чиркунова появилась запись в ЖЖ. Я бы так был признателен Алексею, если бы он перечислил мои деньги в какое-нибудь общество помощи детям или на какое-нибудь иное благое дело.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Пермь, РФ, Россия, Чиркунов, блоги Перми, губернатор, жж, интернет, коррупция, политика
Subscribe

  • 100 дней Виктора Басаргина

    Что успел за это время пермский губернатор? На этой неделе Виктор Басаргин отметил знаковый юбилей — сто дней пребывания на губернаторском…

  • «В бараний рог...»

    « Свобода несогласных крутить в бараний рог…» — я не случайно взял в заголовок строку из авторской песни журналиста московского «Эха» Нателлы…

  • Заветы Ильича

    Вчера состоялось августовское пленарное заседание краевого Законодательного собрания, которое обещало быть самым многочисленным и самым…

promo gazetazwezda may 23, 2013 12:11 1
Buy for 10 tokens
По подсчетам аналитиков, доля необеспеченных кредитов гражданам России достигла уже 64 процентов. Эксперты видят в этом серьезные риски не только для банков, но, в первую очередь, и для самих заемщиков. Людмила Швидковская, пенсионерка (Оханск) — Обхожу их стороной. Это долговая яма,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments