gazetazwezda (gazetazwezda) wrote,
gazetazwezda
gazetazwezda

Кому на остановке спать хорошо?

Департамент дорог и транспорта администрации Перми объявил конкурс на разработку новых проектов остановок общественного транспорта. Требуется спроектировать 26 остановок, расположенных в Мотовилихинском, Свердловском, Орджоникидзевском, Индустриальном и Дзержинском районах города. Минимальная цена контракта определена чиновниками в 1 миллион 367 тысяч рублей. При проектировании необходимо произвести топографическую съемку прилегающей к остановкам местности и изучить особенности расположения инженерных коммуникаций. Проекты также требуется согласовать с семью различными подразделениями мэрии, ГИБДД и другими контролирующими организациями. Также 21 из 25 проектов остановок необходимо разработать и согласовать с момента заключения контракта до 18 октября 2011 года. Остальные четыре - до 6 декабря 2011 года.


Прочитав информацию, мы возмутились: "Ну сколько можно!" Ведь в Перми только что установили 100 остановочных комплексов стоимостью 350 тысяч рублей каждый, разработанных скандальным дизайнером Артемием Лебедевым. Которые, как сообщал он в своем блоге, разработал для Перми по блату, всего лишь за... 500 тысяч рублей! И за такие смехотворные(!) деньги он не будет больше делать подобные проекты ни в одном городе.


Лебедев хвастал: "Это будут единственные во всей стране остановки, которые будут подсвечиваться ночью. У нас есть остановки, освещаемые светом, пробивающимся между сигаретных пачек интегрированного киоска. У нас есть остановки, освещаемые рекламой нового шампуня. Но у нас нет остановок, которые просто освещают остановочное пространство, чтобы ночью было не страшно ждать автобуса... (А у нас разве ночью автобусы ходят? - Ред.). Я хочу, чтобы остановка не была местом, где делают больных и инвалидов, которых потом на словах будут любить депутаты. В этом моя с депутатами принципиальная разница... (здесь беззастенчивый мат в их адрес). Потому что я дизайнер. И еще на остановках будут указаны направления. И еще все стекла будут оформлены иллюстрациями, чтобы было меньше соблазна расписывать остановки тегами".

Ну, во-первых, обещанного освещения так и не появилось. Во-вторых, направления движения транспорта указаны не везде верно. Наконец, очень странно выглядит написанное латиницей слово "Ulitsa" под русским написанием. Если эта надпись предназначена для иностранцев, так и писать нужно на понятном им языке: "street" такая-то!

Вскоре после появления П-остановок к городским и краевым властям обратились пермские правозащитники с требованием приостановить их установку. Они сочли их ни много ни мало - опасными для жизни. Мало того, они неоправданно материалоемки, энергонеэффективны, в них завышена высота скамеек. И хорошо еще, что к ним не подвели электричество, иначе могли уже произойти и несчастные случаи. Правозащитники, наконец, возмущались чересчур высокой ценой остановок и множеством дизайнерских ляпов.

Исполнительный директор "Общества развития предпринимательских инициатив", член градостроительного совета Перми и правозащитник Денис Галицкий подчеркивал:

- Дизайн их (остановок - Ред.) абсолютно не продуман, это только со стороны кажется, что красиво, но на самом деле студент сделал бы лучше. Например, на остановках предусмотрено освещение, но ни одна из них не подключена к электричеству, так как в проекте не продумано, как это будет сделано. И хорошо, что не подключена, ведь там установлены люминесцентные лампы, рассчитанные на работу только при комнатных температурах. Кроме того, они никак не защищены от внешних воздействий: дождя и снега.
Галицкий также отмечал, что установка комплексов никак не согласовывалась с городскими властями. "Я - член градостроительного комитета при главе Перми. Этот вопрос на заседание комитета не выносился, потому что это краевой проект, а краевые власти не считаются с городскими", - подчеркивал правозащитник.

По словам Дениса Галицкого, "может быть, самый большой ляп Артемия Лебедева как дизайнера - плоская прозрачная крыша. На любой плоской крыше за пару месяцев скапливается столько пыли, пыльцы, птичьих экскрементов и опавших листьев, что свет все равно проходить не будет, но вся эта красота будет хорошо видна снизу. Прозрачные крыши должны иметь специальную форму, чтобы эффект не так сильно проявлялся".

В ответ на все эти замечания руководитель проектов Пермского центра развития дизайна Наиля Аллахвердиева заявила, что многие недочеты в изготовлении и установке комплексов связаны с произволом подрядчика. Поскольку вопросы разработки дизайна отделены от производства, то Пермский центр развития дизайна ответственности не несет.

Между тем подрядчики в свое оправдание заявляли, что в чертежах не была прописана технология, не везде установлены размеры, что говорит о некачественности проекта. По сути, производители на свое усмотрение дорабатывали неучтенные проектировщиками детали, додумывали проект на ходу.

Словно протестуя против необоснованной траты бюджетных средств, некоторые пермяки принялись покрывать прозрачные поверхности остановок замысловатыми граффити. Остановочные комплексы хотели даже специальным составом "Антиграффити" покрывать, чтобы легче было смывать надписи. А вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм и вовсе предложил дважды в день(!) проводить влажную уборку дизайнерских комплексов. В общем, не было у бабы забот, купила баба порося...
Слов нет, остановки городу необходимы: укрыться от дождя, пока ожидаешь транспорт, присесть на скамейку, если его долго нет. Только вот это порой становится проблематичным: скамейки чаще всего заляпаны, а иной раз на них невозмутимо отдыхают бомжи. Так ли уж были необходимы городу дорогостоящие дизайнерские проекты, украшенные фантастическими сюжетами?

Прописная истина: всякий хороший и рачительный хозяин всегда считает деньги в своем кармане, чтобы потратить их более рационально, и чаще всего экономит. Только к нам, пермякам, видимо, данная прописная истина не имеет отношения!

Как с горечью констатировала руководитель Пермской краевой организации российского профсоюза работников культуры Ирина Становкина:
- Ну, они же деньги не считают! Когда мы попросили оздоровить детей работников бюджетной сферы всего города Перми - трех отраслей, чтобы родители внесли 10-20 процентов оплаты, а остальное доплатил бы бюджет, нам отказали. Цена вопроса - 100 миллионов рублей. Эти деньги переложили на фестиваль "Белые ночи". Дают, конечно, на детский отдых сертификат на сумму 7 тысяч, но еще столько же родителям надо выложить. Однако работникам бюджетной сферы и эта сумма не по карману! Так что ничего удивительного в том, что на новые остановки они всегда находят деньги, а на детей - нет.

Войну киоскам, совмещенным со старыми остановками, объявил в 2008 году мэр Перми Игорь Шубин. Мелкую розницу должны были убрать с остановок общественного транспорта. Это одобрили и депутаты Пермской городской думы. Сомнения высказал тогда депутат Игорь Гладнев, поинтересовавшись ценой вопроса. Оказалось, что на установку новых остановочных павильонов из городского бюджета предполагалось израсходовать 24 миллиона рублей. И это в кризис!

Итак, согласно принятому думой решению, уже к концу 2010 года на остановках не должно было остаться ларьков и киосков, а их владельцам планировалось предложить новые места для торговли.

Объяснялись и причины, по которым городские власти решили убрать мелкорозничную торговлю с остановок. Во-первых, непривлекательный внешний вид большинства ларьков, установленных еще в 90-е годы. Во-вторых, многие остановки постепенно стали местом "тусовки" асоциальных элементов. В киосках круглые сутки можно было купить и сигареты, и пиво, и напитки покрепче, что притягивало сюда далеко не самых добропорядочных граждан. К примеру, остановку "Почтамт" на улице Ленина бывший глава города Игорь Шубин откровенно назвал тогда "бомжатником". В-третьих, разъяснялось, что во многих мелкорозничных торговых точках, особенно расположенных на центральных улицах города, попросту нет никакой необходимости. Вокруг расположено множество супермаркетов, универсамов и магазинов с гораздо более широким ассортиментом и лучшим качеством товаров. Этих доводов оказалось вполне достаточно для принятия депутатами решения. Правда, высказывались и опасения: не нанесет ли принимаемое решение ущерб предпринимателям, торгующим сейчас на остановках? Но поскольку убирать киоски предполагалось в течение двух лет, постепенно, то предприниматели должны были хорошо подготовиться к переезду.

Игорь Шубин тогда заявил, что "мы вовсе не ликвидируем мелкую розницу. Наша задача - навести в городе порядок, создать нормальные условия и для работы торговли, и для пассажиров". Так начался снос капитальных благоустроенных комплексов. Взамен разработали проект нового остановочного комплекса - его стоимость составила примерно 70 тысяч рублей - но он оказался более чем неудачным. Остановки, которые установили в Перми, были слишком легкими, не очень красивыми и буквально раскачивались на ветру. К тому же укрыться в них от дождя и снега могли не более пяти человек. Тогда тоже, видимо, в качестве протеста материал, из которого были сделаны остановки, асоциальные элементы крали, разбивали, разрисовывали.

Наверное, и года не простояли эти павильоны, как появился вездесущий Тёма Лебедев, предложивший свои дизайнерские П-остановки. Сколько копий уже о них сломано, сколько стекол разбито....

Я обратилась в департамент дорог и транспорта администрации Перми, чтобы уточнить некоторые детали... Увы, личной встречи не последовало, чиновники ограничились письменным ответом. Сообщили, в общем-то, уже известные вещи:
- В прошлом году департамент дорог и транспорта выступил заказчиком новых остановочных комплексов, выполненных по дизайну ПЦРД. Работы по монтажу комплексов выполняют пять подрядных организаций. В ходе приемки конструкций подрядчикам указывалось на недостатки в монтаже. Где-то были выявлены ошибки в местах установки павильонов, были замечания по материалам, которые используются, были отступления от технического проекта. Приемка новых павильонов в муниципальную собственность была завершена только после того, как подрядчик устранял все замечания по качеству выполненных работ.

Изготовление самих остановочных павильонов выполнялось в соответствии с техническим проектом павильона, разработанного по эскизному проекту ПЦРД. Техническим проектом выполнены прочностные расчеты. По опыту, какой бы антивандальной конструкция ни была, если для вандала является делом принципа сломать павильон, он его сломает.

Что касается аукциона на выполнение разработки проектов обустройства остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта на территории Перми, он действительно объявлен. Только здесь подразумевается - оказывается, читать надо было внимательнее! - проектирование строительства площадок остановочных пунктов, то есть территории возле павильона, а не самих конструкций, где пассажиры ожидают транспорт.

В Перми, напомнили нам, что (цитируем) "в последние несколько лет идет работа по приведению остановок транспорта к соответствию требованиям мобильности, для того, чтобы ими беспрепятственно могли пользоваться люди с ограниченными возможностями. С целью приведения остановочных пунктов в нормативное состояние и обеспечения к ним доступа маломобильных граждан заказывается проект, которым предусмотрено уточнение прокладки инженерных сетей и коммуникаций. После сдачи работ по проектированию будет выполняться их строительство". Язык чиновничий сложный, но понять что-то можно...
Нас также проинформировали, что остановочный пункт включает в себя такие элементы, как место остановки или заездной карман, площадка ожидания, где производится посадка-высадка пассажиров, и площадка ожидания, куда устанавливается павильон. При проектировании предусматриваются все эти три элемента, а размеры места под павильон соответствуют размерам павильона Артемия Лебедева. Эти площадки строятся перед установкой павильона.

В департаменте также рассказали, что в 2010 году разработано 38 проектов и построено 27 остановочных пунктов. В 2011 году разработано 19 проектов, в разработке - 15. Размещен заказ еще на 47 проектов.

Одним словом, речь идет отнюдь не о разработке новых павильонов, как можно было бы подумать вначале, а только лишь о проектировании площадок для них. Только вот хотелось бы понять еще одно: это будут по-прежнему остановочные комплексы "имени Темы Лебедева" или все-таки они претерпят изменения в связи с неоднократно звучавшей в их адрес критикой горожан? Все-таки пермякам их придется постоянно лицезреть, а не заезжему дизайнеру...


газета Звезда
Ирина ГИЛЕВА



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Пермь, блоги Перми, город, деньги, коррупция, культура
Subscribe
promo gazetazwezda may 23, 2013 12:11 1
Buy for 10 tokens
По подсчетам аналитиков, доля необеспеченных кредитов гражданам России достигла уже 64 процентов. Эксперты видят в этом серьезные риски не только для банков, но, в первую очередь, и для самих заемщиков. Людмила Швидковская, пенсионерка (Оханск) — Обхожу их стороной. Это долговая яма,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments