gazetazwezda (gazetazwezda) wrote,
gazetazwezda
gazetazwezda

Categories:

Миссионер на старый манер


Работа над проектом краевого закона о миссионерской деятельности вызвала беспокойство местных и федеральных экспертов



Предыстория, коротко, такова. Осенью прошлого года в государственно-правовое управление Законодательного собрания Пермского края поступил внесенный депутатом Телепневым проект закона «О миссионерской деятельности». Однако, как считают эксперты, в связи с наличием в нем противоречий с федеральным законодательством и с Конституцией страны, не был рекомендован к принятию. Сегодня речь идет о повторной попытке «зарегулировать» миссионерскую деятельность. И это обстоятельство привело на «круглый стол» представителей религиозных объединений, ученых-религиоведов, представителей всех ветвей краевой власти и федеральных чиновников.



Встречу открыла уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина. Она рассказала, что за последние годы на территории Пермского края существенно расширилось религиозное поле. Тем не менее стали проявляться и «некие напряженности», требующие открытого диалога религиозных конфессий и органов власти. «Уверена, что именно путь открытого диалога с принятием во внимание мнений экспертов позволит нам продолжить традиции конструктивного взаимодействия органов власти и религиозных конфессий», — открыла встречу Татьяна Ивановна. Также она заметила, что «круглый стол» проводится по решению Законодательного собрания для того, чтобы экспертно определить отношение к вновь появившимся в регионе религиозным конфессиям. Определить возможность или же невозможность регулирования их деятельности. А также выяснить: ответственность ли это субъекта РФ или исключительно «федералов».

На встрече присутствовали представители религиозных конфессий, депутаты краевого парламента, сотрудники регионального ГУ МВД и УФСБ, а также судья краевого суда Надежда Исаева, руководитель краевого Роскомнадзора Юрий Щебетков, заместитель руководителя администрации губернатора Игорь Вагин, начальник отдела религиозных отношений департамента внутренней политики краевой администрации Владимир Конев, а также ученые и специалисты-религиоведы.

Представитель совета протестантских евангельских церквей края Василий Ничик начал с того, что рассказал анекдот, из которого следовало, что всякая религия стремится доминировать над другими, а лучше, если других и вовсе не будет. После чего напомнил, что миссионерство является неотъемлемой частью любого религиозного вероисповедания, ибо любой человек будет делиться своим восприятием того, во что верит. Попытки же регулировать миссионерскую деятельность были всегда. К примеру, в советские времена. Поэтому, мол, когда приходится слышать о поползновениях «зарегулировать» миссионерскую деятельность даже у нас в Пермском крае, то хочется возразить, что «заливать огонь бензином» опасно и бесполезно. Люди, несмотря ни на что, будут делиться своей верой. И, если мы примем закон, который это запретит, они будут делать это в обход закона.

Следующим взял слово доктор философских наук Матвей Писманик, которого Татьяна Марголина помимо прочего отрекомендовала «непререкаемым авторитетом среди религиоведов». Прежде всего он сказал, что, по его мнению, в Прикамье на сегодняшний день действительно существует мировоззренческое согласие. Вместе с тем он отметил, что некоторые неподготовленные и некомпетентные законопроекты здесь могут нанести только ущерб.

— Я считаю ошибкой, — заявил религиовед, — попытку утвердить на нашем Законодательном собрании проект закона о регулировании миссионерской деятельности. Это компетенция федеральных органов власти. Я не понимаю, почему в октябре еще внесенное предложение, по которому правовыми структурами в аппарате Законодательного собрания было вынесено заключение, согласно которому проект закона должен был быть отклонен немедленно, в том числе и как противоречащий Конституции и вмешивающийся в компетенции федеральных органов, почему вновь в течение прошлого месяца выдвигаются предложения о его рассмотрении и принятии?

Светлана Рязанова, религиовед, старший научный сотрудник Пермского филиала института философии и права Уральского отделения Российской академии наук сообщила, что когда мы говорим о миссионерстве сегодня, то по большей части имеем в виду активность новых религиозных объединений, нежели традиционных религий. Что связано с их «синтезным» характером и необходимостью «завоевывать свою нишу». Что касается традиционных религий, то для них проблема миссионерства долгое время являлась снятой. Так, до двухтысячного года Русская православная церковь практически не ставила перед собой такого вопроса. Традиционные религии более защищены. Они срослись с традициями и привычны для восприятия. Между тем и в их пространстве миссионерская практика несомненно присутствует.

Переходя к освещению новых религий, Светлана Владимировна добавила, что на сегодняшний день в Прикамье выделяют несколько их направлений. Неохристианские, неоориенталистские (имеющие восточные корни), околонаучные и так называемые «неоязыческие». У каждой религии своя метода захвата аудитории. У каждой — своя группа электората. Так, в неоориенталистские религии вовлекаются в основном представители гуманитарной интеллигенции. Способы вовлечения — сложные околофилософские тексты. Что совершенно не подойдет для представителей неохристианских религий — те работают с людьми с более традиционным мышлением. Для представителей же паранаучных групп (куда, кстати, чаще попадают представители технической интеллигенции) характерно широкое использование псевдонаучной и околонаучной ориентации, которая убеждает людей с техническим складом ума, но может оставить совершенно равнодушными представителей гуманитарных профессий. Из нерелигиозных механизмов вовлечения в религиозные организации Светлана Рязанова обозначила потребность человека в окружении единомышленниками, людьми, которые его понимают, а также потребность человека в «системе социальных координат», которая бы направляла его жизнь, определяла ее стратегию. Не каждый человек, уточняет философ, способен справиться с этим самостоятельно.

Михаил Иванович Одинцов, начальник отдела по защите свободы совести аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, доктор исторических наук, президент российского объединения исследователей религии заметил, что все большее количество граждан сталкивается с тем, что в жизнь государства возвращаются принципы, от которых, казалось бы, уже давно отошли.

Государство забывает тот коренной основополагающий принцип, который отделяет ушедшую советскую эпоху от дня сегодняшнего, принцип первенства прав и свобод человека и гражданина. А ведь именно они, согласно второй статье Конституции, являются высшей ценностью. А в других статьях Конституции добавляется, что самый смысл деятельности государства и органов местного самоуправления как раз и состоит в том, чтобы обеспечивать эти самые права и свободы.

Еще в далеком феврале семнадцатого года мы ушли от клерикального православного государства, повествует ученый. И вышли на общий ход развития европейской и мировой истории. На путь строительства нового государственного мировоззрения — светского государства. Сегодня мы обсуждаем проблемы миссионерской деятельности. Но, дорогие коллеги! Сто лет назад все это уже обсуждалось. Мы помним, что миссионерская деятельность до февраля семнадцатого года разрешалась только одной государственной церкви. Мы также можем понять, к чему приведет попытка повторить далекое прошлое. К гонениям, репрессиям и уничтожению всякой свободы в сфере мировоззрения. Не только свободы вероисповедания, но и всякой иной мировоззренческой свободы.

После выступления федерального чиновника Татьяна Марголина попросила специалистов разъяснить, что же такое секты, дать, по возможности, определение этому слову.
Свою интерпретацию этого термина предложил присутствующим Матвей Писманик. Профессор заметил, что секта (в переводе «направление, школа») — термин, который используют для того, чтобы отличить организационные особенности, существующие в лоне крупных религий. И что термин этот приобрел в нашем отечестве крайне негативный, болезненный оттенок, а также используется для того, чтобы демонизировать новые религиозные веяния.

Поддержал коллегу и Михаил Одинцов.

— Когда мы говорим о правовых проблемах, то должны пользоваться правовыми терминами, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах. И слово «секта» там нигде не встречается. Поэтому мы пользуемся словами «религиозные объединения» и «религиозные группы». Каждый раз, когда субъект федерации принимает подчас закон, где говорится о необходимости борьбы с сектами, Владимир Петрович Лукин обращается в органы прокуратуры. И всякий раз после рассмотрения этот термин приходится исключать. Термин, впрочем, допустимо использовать за пределами правового регулирования в историко-культурном контексте.

Светлана Рязанова со своей стороны рассказала историю, когда для исследования влияния религиозных объединений на психику брали группу студентов госуниверситета и группу кришнаитов. Количество людей с отклонениями в психике оказалось равным в обеих группах. «Так что госуниверситет, выходит, такая же травмирующая психику организация, как и религиозная группа», — резюмировала она.

Судья Надежда Исаева в рамках своей компетенции указала, что на правовом языке предмет регулирования, которое пытается осуществить предполагаемый закон о миссионерской деятельности — исключительно федеральный. Потому что речь в нем идет непосредственно о реализации конституционного права. Об этом прямо сказано в 55-й статье Конституции. Кроме всего прочего, уголовное право — крайний, исключительный способ регулирования отношений в гражданском обществе.

— В нем указаны прямые запреты. А прямые запреты должны быть очень конкретны. Человек должен четко понимать, что именно ему нельзя делать, — предупредила федеральный судья.

Один из присутствующих на «круглом столе» представителей движения «Суть времени» обратил внимание собравшихся на американский уголок в краевой библиотеке имени Горького, как на организованный зарегистрированной в США религиозной организацией, который под видом помощи в изучении иностранных языков, возможно, занимается миссионерством.

— Американский уголок — замечательный образец просветительской деятельности, — ответила молодому человеку Татьяна Ивановна, — для всех тех, кто изучает английский язык. Любая библиотека — это, пожалуй, единственное учреждение, которое может предоставлять свою площадку любым организациям, любым законным субъектам деятельности. Идеологические предпочтения — работать только с религиозными организациями, созданными в России — могут быть, и вы сегодня их демонстрируете. Мы с уважением относимся к вашей точке зрения, но ведем обсуждение именно на правовом поле.

Время «круглого стола» подходило к концу. В заключительном слове Татьяна Марголина поблагодарила экспертов за данные разъяснения и подвела черту, сказав, что право на любую законодательную инициативу у наших депутатов, безусловно, имеется. Как, впрочем, имеется и возможность выходить с инициативами на федеральный уровень. «Единственное, о чем хочу напомнить, — проговорила она, — это то, что попытки внести изменения подобного рода в федеральный закон уже были. И именно после правовой экспертизы проект закона в Госдуму не поступил. Так стоит ли повторяться?»

газета Звезда
Аркадий БЫКОВ





Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Подписывайтесь на нашу страничку


Subscribe

  • Добежали до финала

    Сегодня в Лондоне пермяки Татьяна Томашова, Ольга Головкина, Максим Дылдин и Денис Алексеев будут бороться за олимпийские медали Последние…

  • В каком возрасте заключать брак?

    Министерство юстиции РФ готовит поправки в семейное законодательство: теперь вступить в брак можно будет только с 21 года Дмитрий ШИПИЦЫН…

  • Как я обмишунился...

    Нельзя сказать, чтобы 1975 год был для Пермского театра драмы очень благополучным в смысле зрительского успеха. Зал, как и сейчас, не заполнялся…

promo gazetazwezda may 23, 2013 12:11 1
Buy for 10 tokens
По подсчетам аналитиков, доля необеспеченных кредитов гражданам России достигла уже 64 процентов. Эксперты видят в этом серьезные риски не только для банков, но, в первую очередь, и для самих заемщиков. Людмила Швидковская, пенсионерка (Оханск) — Обхожу их стороной. Это долговая яма,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments